Использование языка

Здесь я хотел бы рассказать об использовании языка при игре на губной гармошке.
Вряд ли, какой исполнитель на губной гармонике не использует язык в своей технике. С помощью языка можно получить очень интересный звук, а так же ритмические мелодические эффекты.

Артикуляция используется для придания мелодии более ритмичной окраски (очень чётко получается играть стаккато) и при игре быстро повторяющихся нот. Для этого нужно, играя на гармонике, отстукивать кончиком языка по нёбу, как бы произнося слог «та». Особо большой разницы в том, что вы там произносите, нет. Это может быть «та», «да», «ту», «ти» и так далее. Возможны также и сочетания слогов. Например, у Дона Бекера есть композиция, где он артикулирует триоли. Выглядит это примерно так:

«Тид-ли — Тид-ли — Тид-ли — Тид-ли — Тид-ли — Тид-ли – Та — Та» и так далее.

Естественно, артикулировать можно, как и вдох, так и выдох. При этом важно следить, чтобы в артикуляции участвовал только язык и никак не губы. Так же важно помнить, что повторяющиеся ноты не нужно модулировать лёгкими, а только языком – только один вдох и только один выдох (либо смена дыхания).

Артикулируя в 3 или 4 отверстия одновременно можно получить аккорды, имитирующие поезд, особенно, если научится делать это быстро и ритмично.

Другие интересные ритмические эффекты могут быть получены, при артикуляции разных слогов при игре аккордов, например:

«Ху-Ка-Ти-Ка, Ху-Ка-Ти-Ка… или Ху-Ка-Та, Ху-Ка-Та»… .

Тремоло

Так же, при помощи языка можно получить небольшое тремоло. Это особенно актуально для исполнителей, которые не могут использовать руки для этого, например, при игре на гармошке, зажатой в холдер, и на гитаре одновременно.

Язык в этом случае должен достаточно быстро перемещаться по небу за верхними зубами: вправо-влево-вправо-влево… Это достаточно просто.

Игра октавами или интервалами

Если увеличить апертуру губ, так, чтобы они попадали в 4 отверстия, а 2 средних отверстия закрыть языком (см. рисунок), то при этом будут звучать только внешние 2 отверстия.

Октавы

Таким образом, можно получить множество «полезных интервалов» — например октавы (на выдохе: 1-4, 2-5, 3-6 и так до конца; на вдохе только 1-4). Этот прием достаточно часто используется при
игре блюзов.

Стив Бекер выпустил даже специальную модель, использующую эту особенность. Он добавил еще 4 отверстия перед первым отверстием, увеличив на октаву басы, и добавил одно отверстие в высокие ноты. Получилась 15 дырочная модель, у которой первые 2 октавы состроены в октаву.

Если же обхватить только 3 отверстия, а затыкать языком только одно среднее отверстие, например 2-4, то можно получить и другие интервалы – кварты квинты и сексты.

Извлечение одиночных нот с блокировкой языком

Здесь губы обхватывают 3 или 4 отверстия, но язык используется, чтобы закрыть все отверстия, кроме самого высокого или самого низкого.

Блокировка языком

При таком извлечении одиночной ноты получаются более «гладкие» и «мягкие» звуки, чем при извлечении одиночной ноты без использования языка.

Блокировка языком

Может показаться, что в этом случае мы не сможем исполнять бэнды. В принципе, да. Но чем больше вы будете заниматься бэндом, тем лучше он у вас будет получаться и бэндить ноты можно будет и без участия языка, только горлом (хотя с языком, конечно легче).

Самый интересный момент техники блокировки языком заключается в том, что становится возможным одновременно аккомпанировать аккордами при игре мелодий!

Для этого нужно ритмично и четко открывать заблокированные языком отверстия, продолжая уголком рта играть мелодию. Трудно? Но реально! Получается такой «шарманочный» звук.

Эта техника широко используется исполнителями на тремоло и октавных гармошках, но никто не запрещает делать также и на диатонике.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что язык отличный инструмент для придания более богатого звучания гармошки. Уделите время на освоение описанных здесь приемов, и вы повысите свою виртуозность красоту исполнения.

Автор: Слава Чернов (Blacky), 2001 г.

Добавить комментарий