Хроматическая гармошка

Хроматическая гармошка

В данной статье не акцентируется внимание на тех моментах, в которых игра на хроматике сходна с игрой на диатонической гармонике (дыхание, вибрато, ряд техник). Об этом можно узнать из аналогичной статьи посвященной блюзовой диатонической гармошке. 

Хроматическая губная гармоника – это гармоника, диапазон которой включает в себя все 12 звуков хроматической гаммы. Наиболее распространенные виды хроматической гармоники – с 12 отверстиями (диапазон в 3 октавы), с 14 – отверстиями (диапазон в 3,5 октавы), с 16 – отверстиями (диапазон в 4 октавы). Существуют также с 10 – отверстиями (2,5 октавы) и с 8 – отверстиями (2 октавы). Хроматические гармоники различаются также по высоте диапазона (бас, баритон, тенор).
Хроматическая гармоника чаще всего используется в джазе, классической музыке, реже в традиционном блюзе и поп музыке. Наиболее известные исполнители Jean ‘Toots’ Thielemans, Larry Adler, Steve Wonder.


Строй хроматической гармоники

Внешне хроматическая гармоника отличается от блюзовой диатонической немного большими размерами (в зависимости от диапазона гармоники) и клапаном с правой стороны, который управляет слайдом (внешне хроматика похожа на слайд – гармонику. Не перепутайте, слайд-гармоника – это две диатонических гармоники в разных тональностях (как правило в кварто – квинтовом соотношении или в малую секунду), соединенных в одну).
Хроматические гармоники производятся во всех строях хроматической гаммы, но наиболее распространенный строй С (до – мажор), реже используется строй G (соль – мажор).
На хроматической гармонике строя С, можно играть во всех тональностях хроматического звукоряда. Гармоники в других строях используются, как правило, для игры аккордами.

Расположение нот на хроматической гармонике с 12 отверстиями при открытом слайде в строе “С”
выдох C E G C C E G C C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D F A B D F A B D F A B

Как видно из таблицы, строй хроматической гармоники С представляет из себя диатоническую гамму до-мажор (белые клавишы на фортепиано).

При нажатии клапана на правовой стороне гармонике передвигается слайд внутри мундштука, закрывая верхние отверстия и открывая нижние, при этом строй гармоники повышается на полтона.

Расположение нот на двенадцати дырочной хроматической гармоники при закрытом слайде:

выдох C# F G# C# C# F G# C# C# F G# C#
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D# F# A# C D# F# A# C D# F# A# C

Каждая гамма охватывает 4 отверстия, включает в себя 13 звуков (с нижнего C до верхнего С), следует обратить внимание на то, что на стыке октав всегда находится два С в унисон на выдохе. В третьей октаве на вдохе при закрытом слайде извлекается D, а не B#!!!! Так же имеет место энгармонизм звуков E# – F, B# – C при закрытом и открытом слайде.
Стандартная12-дырочная хроматическая гармоника охватывает диапазон с C первой октавы до D четвертой. 16- рядная – с C малой октавы тоже до D четвертой (добавляется одна октава снизу).
Стандартная12-дырочная хроматическая гармоника Baritone C малой октавы до D второй (на октаву ниже стандартной).


Какую гармонику выбрать?

Следует сразу сказать, что если вы собрались играть Ах, мой милый Августин и Во поле березка стояла, то скорее всего не имеет смысла приобретать хроматическую гармонику (это все равно, что купить рояль играть на нем одним пальцем). Для этих целей вполне подойдут более дешевые диатонические гармоники.

К сожалению в нашей стране выбор хроматических гармоник сравнительно невелик (они завозятся небольшими партиями и, как правило, быстро раскупаются). Обычно, это гармоники фирмы Hohner (реже Hering, Suzuki). Гармоники Hohner стоят в среднем от $70 до $150 (цены даны на настоящий момент, исходя из розничной цены в магазинах Санкт-Петербурга и Москвы, цены на мировом рынке см. в каталоге гармошек).

Hohner Chromonica– cамая доступная модель в наших магазинах.
Наиболее распространены Chromonica 260 (2, 5 октавы) – $ 80 и Chromonica 270 (3 октавы) – $90. Корпус деревянный, крышки хромированные, достаточно удобная и хорошая модель.

Hohner Larry Adler Professional 12 – насколько я понимаю именная модель Chromonica 270 (посколько Ларри Адлер предпочитал именно эту гармошку), стоит немного дороже и на мой взгляд лучше по качеству $95-100.

Super Chromonica 64 – огромная четырехоктавная гармошка, штука хорошая, но не очень удобная в обращении $150 -160.

Hohner Chrometta – не очень удобная гармошка, металический корпус. $50-60.

Все эти гармошки подходят для начинающих. Лучше сразу приобретать 3-х октавную гармошку, потому что потом ее все равно придется покупать.


Как держать хроматическую гармонику

Как держать хроматическую гармонику Как держать хроматическую гармонику 1) Держать так же, как блюзовую, т.е. левая ладонь сверху корпуса, правая снизу, указательный палец на клапане слайда, свободные пальцы образуют чашечку. Следует иметь в виду, что даже десяти – рядная хроматическая гармошка не умещается целиком в средней мужской ладони, не говоря о 16-ти дырочной, поэтому понадобится определенный навык для того, что бы перемещать чашечку Как держать хроматическую гармонику вдоль гармоники. При игре с микрофоном чашечки, в принципе вообще нет, так как ее просто нечем образовывать (но это зависит от физических данных исполнителя и манеры исполнения). Вибрато ладонью используется на хроматике сравнительно редко (это возможно с чувствительным микрофоном, где вибрации можно достигнуть одним свободным пальцем правой руки). Предпочтительней вибрато горлом или диафрагмой.

2) Можно держать так же, как мелодическую (тремоло – гармонику), руки ложатся на корпус слева и справа симметрично, большой палец правой руки управляет слайдом. Этот способ не очень популярен, так как большой палец не так подвижен, как указательный, и это создает ряд сложностей при игре с применением слайда.


Амбушур и звукоизвлечение

Амбушур (от фр. – embouchour – что-то вроде “вокруггубия”) – это полжение губ и ротовой полости при исполнение на духовых музыкальных инструментах. Амбушур (на равне с дыхательной техникой) является основным техническим средством духовика, от постановки амбушура зависит точность и правильность звукоизвлечения.
Так как игра на гармошке не требует больших физических усилий (как, скажем на трубе или тромбоне), а положение губ не оказывает значительного влияния на высоту звука, я отмечу лишь несколько основных моментов:
1) гармошка должна свободно и достаточно глубоко находится в полости рта;
2) губы не должны быть напряжены, и в тоже время обхатывать мундштук достаточно плотно, чтобы не пропускать воздух (на мой взгляд они должны быть абсолютно расслаблены и не испытывать никакого напряжения при игре (за исключением использования ряда техник, о которых будет говориться ниже);
3) гармошка должна располагаться перпендикулярно губному аппарату, изменение угла положения гармошки может незначительно изменить тембр и высоту звука (см. ст. Бэнды)

Звукоизвлечение

Для начинающих на первом этапе достаточно сложно извлечь одиночную ноту на гармонике, ниже приводится ряд наиболее употребительных способов, пробовать извлекать одниночные звуки лучше в среднем регистре, потом потихоньку перебираться наверх, и в последнюю очередь осваивать нижний диапазон, звук нужно извлекать спокойно и ровно, не форсируя. Не освоив правильного звукоизвлечения при резком выдохе или вдохе вы можете повредить язычки гармоники.

Существует три основных способа звукоизвлечения на хроматической гармонике. В общем они не отличаются от блюзовых, но, как правило, исполнители на хроматической гармонике, владеют всеми тремя и свободно их комбинируют их, что позволяет достичь более техничной игры.

1) Plucker (Свисток)

Plucker (Свисток)Используется сравнительно редко, как правило начинающими музыкантами. На хроматической гармонике ‘свистком играть легче, чем на блюзовой, так как отверстия на хроматике больше и значительно удалены друг от друга. Губы сжимаются в трубочку и охватывают только одно отверстие. Этот способ неудобен тем, что у исполнителей с полными губами это приведет к напряжению мышц губного аппарата. Однако на начальном этапе можно использовать свисток для того, чтобы сориентироваться в диапазоне гармошки.

2) Блокировка языком

Plucker (Свисток)a) левосторонний блок:
мундштук свободно погружается в рот. Губы охватываю 3-4 отверстия. Кончик языка ложится на предпоследнее правое отверстие, остальная часть языка закрывает оставшиеся слева отверстия, звук извлекает через правое крайнее отверстие.

b) правосторонний блок:
мундштук свободно погружается в рот. Губы охватываю 3-4 отверстия. Кончик языка ложится на предпоследнее левое отверстие, остальная часть языка закрывает оставшиеся справа отверстия, звук извлекает через левое крайнее отверстие.

При охвате 3 отверстий кончик языка закрывает последнее, а не предпоследнее отверстие.
(Прим.: существует еще несколько способов блокировки языком, например кончик языка ложится наоборот на левое крайнее отверстие, остальная часть языка закрывает 1-2 отверстия справа, звук извлекается через крайнее правое отверстие )

с) комбинированый:
при свободном владении двумя вышеуказанными способами блокировки языком, можно комбинировать их. Язык принимает положение левостороннего блок, после извлечения нужной ноты гармошка незначительно перемещается влево, кончик языка остается на месте. Таким образом левосторонний блок меняется на правосторонний без резких движений гармоники, что позволяет достигнуть более плавного и техничного исполнения скачков на большие интервалы в быстром темпе.

3) U – блок (Грув)

На мой взгляд, самый удобный способ звукоизвлечения. Кончик языка, свободно помещается под отверстием из которого необходимо извлечь звук и немного изгибается, если смотреть в зеркало он должен напоминать букву U, ЯЗЫК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАПРЯЖЕН. Если при использовании этого блока у вас возникает напряжение, лучше пользуйтесь одним из выше перечисленных сопособов. Дело в том, что далеко не каждый человек может свободно делать языком такие штуки.


Ориентирование и базовые упражнения

Для каждого начинающего исполнителя на губной гармошке на первом этапе представляет сложность попадание в нужную ноту. Для этого уже изобретали ряд тренажеров с использованием зеркал и т. д.. На мой взгляд, самый удачный способ, это все таки, технические упражнения, они могут занять немного дольше времени однако полученный навык будет более правильным с точки зрения развития музыкального слуха. По идее, харпер должен различать ноту на слух, а не при помощи цифры на корпусе которую он видит в зеркале.
Ниже приводится несложное упражнение без использования слайда.

 Упражнение без использования слайда
таб: +10 -7 -10 +7

Это упражнение можно транспонировать в разные тональности и менять последовательность нот.

Далее приводится аппликатура гаммы до-мажор и в качестве примера песня When The Saints Go Marchin’ In

 When The Saints Go Marchin' In
таб: +5 -5 +6 -6 +7 -7 -8 +8
When The Saints Go Marchin' In
таб: +5 +6 -6 +7 +5 +6 -6 +7 +5 +6 -6 +7 +6 +5 +6
-5 +6+6-5 +5 +5 +6 +7 +7 +7 -6 +6 -6 +7 +6 +5 -5 +5

Аналогичные упражнение с использованием слайда

 When The Saints Go Marchin' In
таб: +10 -7* -10 +7*

При использование слайда в быстром темпе нужно следить затем чтобы не возникало дополнительного призвука. На пример в приведенном упражнении перед нотой ля-диез может возникнуть форшлаг – ля – бекар из-за того, что слайд закрывается слишком медленно, или ми-диез (фа) из-за того, что слайд закрывается слишком быстро.

Еще один вариант упражнения, который охватывает нисходящие и восходищие движения с использованием слайда.

 Исходящие и восходищие движения с использованием слайда

Далее приводится аппликатура гаммы ля-мажор и песня When The Saints Go Marchin’ In в тональности ля-мажор

 Аппликатура гаммы ля-мажор и песня When The Saints Go Marchin' In в тональности ля-мажор
таб: -3 -4 +5*(+4*) -5 +6 -6* +7* -7

When The Saints Go Marchin’ In в тональности ля-мажор

 When The Saints Go Marchin' In в тональности ля-мажор
таб: -3 +5* -5 +6 -3 +5* -5 +6 -3 +5* -5 +6 +5* -3 +5* -4 +5 +5
-4 -3 -3 +5 +6 +6 +6 -5 +5* -5 +6 +5* -3 -4 -3

Эти упражнения помогут вам научиться ориентироваться в диапазоне гармошке, для того чтобы в дальнейшем перейти к исполнению более сложной музыки.


Технические приемы игры

Октавы

Расположение звуков на хроматической гармонике позволяет играть мелодию октавами.
Октавы берутся через три отверстия на вдох и на выдох на всем диапазоне гармоники.
При игре октавами используется блок языком. Гармонику нужно глубоко поместить в полость рта (в зависимости от физических данных исполнителя – этот блок может быть неосуществим) для того чтобы свободно охватить 5 отверстий. Кончик языка помещается на срединное отверстие, остальная часть языка блокирует соседние с ним отверстия, таким образом 1 и 5 отверстие остаются открытыми.

Кончик языка помещается на срединное отверстие, остальная часть языка блокирует соседние с ним отверстия, таким образом 1 и 5 отверстие остаются открытыми

Свободное обыгрывание гармошки октавами может потребовать длительных упражнений, язык не должен слишком сильно надавливать на мундштук, чтобы при перемещении сохранять первоначальное положение.

Игра аккордами

Строй хроматической гармошки позволяет брать на выдох трезвучие одноименное тональности гармошки, т.е. трезвучие до-мажор и его обращения на гармошке строя С , или, при нажатом слайде трезвучие на пол тона выше, трезвучие до-диез мажор и его обращения на гармошке строя С.
А также трезвучие второй ступени, т.е. ре- минор (ре-диез минор при нажатом слайде) на вдох.
Однако при неаккуратном звукоизвлечении этот аккорд может прозвучать некорректно, т.к. на выдох группы отверстий 1-4, 5-8, 9-12 охватывают каждая ноты до, ми, соль, до, т.е. мажорное трезвучие с удвоенной примой.
На вдох эти же группы отверстий охватывают ноты ре, фа, ля, си (см. ст. строй хроматической губной гармоники), т.е. минорный секстаккорд при том в не очень хорошем расположении (большая секунда в верхнем голосе).
В целом для игры аккордами на хроматической губной гармонике используются насколько гармошек в разных тональностях.

Бэнды

Бэнды на хроматической гармонике можно извлечь из любого отверстия.
Но использутся редко, обычно как выразительное средство для имитации традиционной блюзовой манеры исполнения. С технической точки зрения в них нет необходимости.

Трели

Способы исполнения трелей на хроматике такие же, как на диатонической гармошке.
Возможна трель с использованием слайда, однако в большинстве тональностей эта трель может оказаться некорректной с музыкальной точки зрения и создавать диссонанс, т.к. слайд повышает звук на пол тона, правильная трель образуется со следующей ступенью лада, которая в большинстве случаев отстоит на целый тон.


ИСПОЛНИТЕЛИ
JEAN ‘TOOTS’ THIELEMANS

JEAN 'TOOTS' THIELEMANSНастоящее имя Жан-Батист Тильманс.
Бельгийский джазовый гитарист и исполнитель на хроматической губной гармонике, популяризатор губной гармоники. Начинал играть на гитаре, подражая манере легенды джазовой гитары, бельгийскому гитаристу цыганского происхождения Джанго Рейнхардту (наст.: Жан-Батист Рейнхардт).
В качестве гитариста участвовал в различных ансамблях и оркестрах в Европе и США (в том числе в квинтете пианиста Джорджа Ширинга, и оркестре Бенни Гудмена).
В 1962 написал композицию Bluesette, ставшую в последствии одним из самых популярных джазовых стандартов. (Первоначально он записал ее на гитаре, насвистывая мелодию в унисон – кстати, Тильманс является признанным мастером художественного свиста).
В 60-х начинает самостоятельно осваивать хроматическую губную гармонику. После первого выступления, как хроматиста, популярность его становится колоссальной. Несмотря на то, что у него были предшественники (Ларри Адлер, например) он считается музыкантом, который сделал губную гармонику полноценным инструментом джаза. С того времени он очень много концертировал и записавался с джазовыми, рок, поп музыкантами. Записал саундтреки ко многим фильмам (Полуночный ковбой, Турецкие сладости и др.), рекламным роликам, телепередачам (даже к детской программе Улица Сезам).
Нельзя сказать, что Тильманс поднял джазовую музыку на новые высоты как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн или Чарли Паркер, однако техничность, тонкость и изящество исполнения, легкость общения с аудиторией придают ему неисчерпаемое обаяние. Этот музыкант умеет приносить людям радость. В одном интервью на вопрос Откуда вы родом? он ответил : Откуда-то между слезинкой и улыбкой.

Автор: Юрий Лиман, 2002-01-01

Комментарии

  1. На втором рисунке (Расположение нот на двенадцати дырочной хроматической гармоники при закрытом слайде), если я не ошибаюсь опечаточка: в третьей октаве на вдохе вместо С – D.

Добавить комментарий