Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

В ирландской традиционной музыке (далее — ITM, Irish Traditional Music) губная гармошка не так распространена, как другие мелодические инструменты — флейта, скрипка, аккордеон, вистл и далеко не так уважаема, как, например, ирландская волынка. Конечно, её возможности в некотором смысле уступают этим инструментам, однако она очень неплохо подходит для ITM.

Я начал играть на губной гармошке не так давно, около года назад, сподвиг меня на это альбом Брендана Пауера «New Irish Harmonica». Хотя аранжировки там не совсем традиционные, это все же было самым близким к ирландской музке из того, что я слушал. И мне ОЧЕНЬ понравилось. К тому времени я недолго (пару месяцев) уже играл на блюзовой диатонике, поэтому как-то естественно я начал играть ирландскую музыку на ней.

Информация об исполнении ирландской музыки на губной гармошке есть в интернете, но, как обычно, надо знать, что и где искать. Поэтому я попытаюсь собрать в этой статье известную мне информацию о губной гармошке в ITM, описать разные типы гармошек и некоторые особенности игры на каждой из них (в рамках того, что мне известно).

Я постараюсь включать как можно меньше общей информации о губной гармонике, чтобы не умножать сущности, информация про гармошку вообще — по ссылкам.

Тремоло

Irish Champion Harmonica player — Noel Battle

Это, наверное, самый распространенный вариант гармошек, на которых играют ирландскую музыку в Ирландии, и одновременно с этим самый неизвестный для меня. Отличаются такие гармошки тем, что на каждом отверстии у них звучит по два язычка, по звуку это немного напоминает аккордеон, получается так называемый “разлив”. Об этих гармошках мне известно, как я уже сказал, мало, в свое время я купил тремоло гармошку, поиграл немного, но как-то не впечатлился. Однако послушать указанных ниже музыкантов однозначно стоит.

Музыканты: Noel Battle; Phil, John and Pip Murphy;

Блюзовая диатоника

IRISH HARMONICA 5: The Bucks of Oranmore

The Unwanted — An Phis Fliuch

John Murphy — The Ballygow Reel/Trip to Cullenstown

Самые распространенные гармошки в мире. Научиться играть на ней вообще — не так уж и сложно, сейчас есть куча видео—, аудио— и просто читаемых пособий.

Гармошка диатоническая, это удобно для народной (в том числе ирландской) музыки, которая обычно и является диатонической. Основные тональности в ирландской музыке — Ре или Соль мажор и производные от них лады. Для того, чтобы сыграть тюн в другой тональности, обычно достаточно просто взять гармошку в соответствующей тональности.

Но тут нас подстерегает первая сложность, с которой сталкиваются те, кто играет народные мелодии на блюзовой диатонике. Настройка Рихтера (Richter tuning), стандартная для блюзовых диатоник, устроена таким образом, что в нижней октаве (кстати, диапазон блюзовой диатоники — три октавы) не хватает двух нот, а именно — 4й и 6й ступеней лада (например, для До мажора это будут, соответственно, ноты Фа и Ля). И если с отсутствием 4й ступени еще как-то можно примириться, то без 6й ступени играть очень неудобно, учитывая диапазон ирландских мелодий. Ирландская музыка обычно играется в диапазоне от Ре первой октавы до Си второй октавы. Ре мажорные мелодии можно играть на обычной Ре гармошке на октаву выше, либо взять низкую Ре гармошку, от 4го отверстия на выдох мы имеем полную гамму Ре мажор. А вот на Соль гармошке в этом диапазоне получается как раз пропущенная 6я ступень, а именно нота Ми. Конечно, опытные гармонисты могут с помощью специфического приема игры, бенда, получить недостающую ноту, но сделать это чисто, когда ты играешь быстрый рил/джигу, достаточно сложно.

Решение предложил новозеландский (а сейчас живущий в Англии) гармонист Брендан Пауер (Brendan Power). Он использовал еще одну особенность настройки блюзовой диатоники — в нижней октаве пятая ступень дублируется (для До мажора — нота Соль). Одну из этих нот, а именно — третье отверстие на выдох — Брендан Пауер перестроил на тон вверх, получив таким образом настройку, которую назвал Падди Рихтер. В результате нижняя октава блюзовой диатоники стала гораздо удобнее для игры мелодий, причем во всем остальном — это та же настройка Рихтера, поменялась всего одна нота. Вот видео Брендана Пауера об этой настройке:

httpv://www.youtube.com/watch?v=B1—BTe5oHhQ

В общем, в таком строе гармоника становится удобнее и для игры других народных мелодий, в том числе русских, особенно минорных.

На настройке Падди Рихтер очень удобно играть мелодию, не играя интервалы и аккорды, однако некоторые музыканты используют для ирландской музыки технику “блокировки языком”, которая позволяет играть одновременно мелодию и простой аккомпанемент. Так играют, например, Rick Epping, James Conway. Вот пара примеров:

И тут у настройки Падди Рихтер есть недостаток, а именно — теряется мажорный аккорд на выдох в нижней октаве, теряется возможность играть октавами. Для такого стиля больше подходит стандартная Рихтер диатоника, либо настройка Easy 3rd, используемая Риком Эппингом. Я в таком стиле играю мало, но звучит это неплохо.

Лично у меня самая используемая гармошка — это Соль Падди Рихтер, потом идет Ре Падди Рихтер. Еще одна очень полезная гармошка для ирландской музыки — это низкая Ре гармошка (на октаву ниже обычной Ре).

Музыканты: Brendan Power; Rick Epping; Mick Kinsella; Mark Graham; James Conway;

Хроматическая гармоника

Brendan Power — The Drunken Landlady

Хроматическая гармоника отличается от диатоники, во-первых, своим строем (Solo Tuning), в нем нет пропущенных нот, как у строя диатоники.

Второе, принципиальное отличие хроматики от диатоники — наличие слайдера — кнопки сбоку, при нажатии которой высота играемой ноты меняется на полтона вверх. В результате на хроматической гармонике можно извлечь полный хроматический звукоряд, хотя не во всех тональностях будет удобно играть.

Пионером использования хроматики в ITM был Эдди Кларк (Eddie Clarke). Он обратил внимание, что слайдер можно использовать для орнаментации, однако использование орнаментации на полтона вверх не очень характерно для ирландской музыки и имеет, скорее, азиатский или восточно—европейский характер. Украшения на полтона звучат гораздо более аутентично, и Эдди Кларк поступил так — он играл с зажатым слайдером, а для украшений отпускал его. Эдди играл на гармонике в До мажоре, при зажатом слайдере он получил До диез гармонику (Если послушать записи Эдди Кларка — на всех он звучит на полтона выше стандартных ирландских тональностей).

Подобный стиль игры на хроматической гармонике можно сравнить с игрой на ирландском кнопочном аккордеоне, вообщем—то, можно сказать, что Эдди Кларк играл на губной гармошке точь в точь, как играют на B/C кнопочном аккордеоне. Стиль B/C на аккордеоне позволяет играть быстрые пассажи плавно, на одном движении меха. Для гармошки это означает, что приходится играть длинные пассажи в одном направлении (только на вдох или только на выдох), что не всегда удобно — часто не хватает дыхания. Другой подход — использовать гармошку С#/D, играя в стиле C#/D аккордеона, но такую гармошку не так просто достать, в сравнении с B/C.

Для начинающих я бы посоветовал начинать играть на гармошке F#/G —  у неё очень удобный диапазон, найти её проще, чем C#/D, и, кстати, именно эта тональность гармошки в основном используется современными музыкантами, играющими в подобном стиле.

Купить гармонику в таком строе не так то просто. Вариантов, вообщем-то, немного:

  • Купить хроматику (например, Hohner Chromonica 270)  и перевернуть слайдер. Только надо заранее проверить модель гармошки на переворачиваемость слайдера. Таким образом можно сделать B/C гармошку (B хроматику найти несложно) и F#/G, если удастся найти хроматику в F# — например, Hering;
  • Перестроить гармошку самому (это не так сложно, как может показаться);
  • Заказать перестроенною гармошку у кастомайзера;
  • Купить гармошку Chromatic Deluxe в Irish строе на сайте Seydel;

В настоящее время в таком стиле играют Mick Kinsella, Joel Bernstein, Mark Graham.

Другой стиль исполнения музыки на хроматической гармонике придумал, опять же, Брендан Пауер. Слайдер настраивается так, что он дает следующую ноту лада. В результате гармошка перестаёт быть хроматической, зато некоторые ноты дублируются, появляется возможность играть их и на вдох и на выдох. В этом видео Брендан Пауер играет как раз на такой гармошке:

А тут он объясняет, что к чему:

Музыканты: Eddie Clarke; Joel Bernstein; Brendan Power; Mick Kinsella; Mark Graham;

Полезные ссылки об ирландской гармонике:

Ирландская музыка:

Must listen альбомы:

 

Автор статьи: Роман Пекарь

    • Да, как-то я забыл отметить Andy Irvine. Просто он настолько хорошо играет на мандолине/бузуки, что его не считают игроком на гармошке. Но на губной гармонике он тоже отлично играет, именно умеет играть столько сколько надо и там, где надо. Играет он на обычных диатониках, не тремоло. Он редко играет тюны, но на альбомах Planxty вроде есть несколько записей. А вышеуказанные видео — это не Planxty, это дуэт Paul Brady & Andy Irvine, у них есть отличный альбом.

Добавить комментарий