Горловое вибрато

Горловое вибрато

Приемы, описанные ниже, предназначены для музыкантов, которые играют в течение 3-6 месяцев или дольше. Вы должны владеть четырьмя основными приемами: одиночные ноты, исполнение эффектов руками, бенды, правильное дыхание, и знать, по крайней мере, несколько песен и риффов.

Возможно, вы еще не совсем освоили исполнение бендов и дыхание. Чтобы достигнуть высокого мастерства исполнения, нужно потратить много месяцев или лет. Но в ваших интересах перед освоением продвинутых приемов, описанных ниже, по крайней мере, на 50% овладеть правильным дыханием, исполнением бендов и наиболее важных технических приемов.

Общая Информация

Горловое вибрато помогает придать вашему исполнению “профессиональное звучание” – Один из признаков того, что музыкант потратил много лет на изучение гармоники и имеет большую практику в своем ремесле.

Для начала – несколько советов:

– Не тратьте впустую время ваших занятий – если Вы все еще не справились с исполнением отдельных нот, эффектов и бендов, то горловое вибрато не станет полезным использованием вашего времени. Как бы великолепно ни звучал этот эффект, он не важнее изучения вышеупомянутых ключевых приемов.

– Будьте терпеливы, это потребует времени – при исполнении данного вида вибрато используются маленькие мускулы и области в горле (глоттис и эпиглоттис), которые до этого мало использовались. Для достижения совершенства может потребоваться от одного года до пяти лет. Некоторые из нас начинают развивать эти мускулы “с нуля”. Звучит жестоко, но это не так. Просто для развития этих мускулов требуется время и некоторая практика в управлении этим приемом.

– Высота звука будет изменяться – при вибрато горлом возникают быстрые микробенды, в отличие от эффекта “тремоло”, при котором меняется громкость звука.

– Обычно этот прием исполняется на вдохе – поскольку бенды делают чаще всего на вдохе, горловое вибрато обычно исполняется на тех же нотах (вдох на 1-6 отв.).

– Вибрато языком отличается от вибрато горлом – вы можете создать эффект, похожий на горловое вибрато, произнося языком звуки “йой-йой-йой-йой”. Это не так сложно, но и не дает такого полного и богатого звучания, как профессионально исполненное горловое вибрато.

– Послушайте музыкантов, которые используют горловое вибрато – и вы будете точно знать, как оно должно звучать и где его можно применить в вашей музыке. Вот некоторые музыканты, которых стоит послушать: Paul Butterfield, Mickey Raphael (Willie Nelson Band), Lee Oskar, James Cotton, и т.д. Большинство известных блюзовых музыкантов в той или иной степени используют этот прием. Кстати говоря, харперы, которые играют быстро и используют много нот, имеют тенденцию использовать горловое вибрато меньше чем музыканты, которые играют медленно и используют меньше нот. Всех вышеназванных харперов можно найти на сайте HarmonicaLinks.com.

Технические советы

– Пробуйте начать с мягкого покашливания – создание медленного, мягкого кашляющего звука в вашем горле – первый шаг к правильному ощущению горлового вибрато. Как только у вас получится, попробуйте постепенно ускорить это движение до быстрого повторения.

– Кашель на вдохе. – Нормальный человек кашляет на выдохе :) Однако наилучший звук можно получить на низких нотах именно на вдохе (отверстия 1-6). Поэтому, мы должны учиться делать кашляющее движение, в то время как мы вдыхаем. Сначала это может показаться странным и трудным. Поработайте над этим, и у вас все получится!

– Эффект “пулемета” – Если вышеупомянутая кашляющая концепция не работает для Вас, попробуйте “подражать пулемету”. Сделайте первый выдох, отрывисто повторяя звук “а-а-а-а-а”. Теперь попробуйте сделать то же самое на вдохе. Да, это намного труднее, и, скорее всего, у вас получатся гораздо более медленные повторения. Но постоянные занятия разовьют соответствующие мускулы и позволят увеличить скорость повторений.

Как заниматься

– Сначала занимайтесь без гармошки – в ваших интересах сначала отработать правильные движения языка и горловых мышц без гармошки от нескольких дней до нескольких недель. Если вы вдыхаете и делаете это правильно без гармошки, то вполне нормально, если вы почувствуете сухость в горле. Остановитесь, сглотните несколько раз, и затем поработайте над приемом еще некоторое время.

– С гармошкой – попробуйте сделать вибрато на гармошке через любое из первых четырех отверстий на вдох. Прислушайтесь к миниатюрным бендам, которые создают небольшое изменение высоты ноты. Теперь пробуйте сделать бенд через отверстие 3 вниз на целый тон и удержать его. Теперь попробуйте добавить горловое вибрато, удерживая бенд. Снова прислушайтесь к миниатюрным бендам, которые немного изменяют высоту звука.

– Пробуйте все гласные звуки – Чтобы действительно завершить развитие мускулов, которые вовлечены в исполнение горлового вибрато, занимайтесь отработкой эффекта “пулемета” со всеми гласными звуками. Начните с “а”, затем попробуйте “е”, “о”, “у”, “ай”, “эй”. Вы можете начать отрабатывать эти звуки на выдохе, и затем, когда почувствуете себя достаточно комфортно, перейти к отработке вдоха.

Источник: http://www.harmonicalessons.com/advtech2.html#tvibrato
Перевод: Владимир Сорокин (Bluesbreaker), 22.08.2003

Добавить комментарий