Бенд

Бенд

Бендом называют прием, который позволяет вам изменить (понизить) высоту ноты. При игре на гармошке бенд может использоваться в двух случаях:

1. Для создания звукового эффекта, напоминающего вой животного, плач, или стенания человека.

2. Для извлечения отсутствующих в диатонической гамме нот.

Например, применив бенд на вдохе через 4-е отверстие, вы получите ноту Db, (или С#), которая в хроматической гамме располагается как раз между нотами С (4-е отверстие, выдох) и D (4-е отверстие, вдох).

 

Освоив бенд на вдохе и выдохе, вы практически сможете приблизиться к хроматической игре (подобно черным и белым клавишам фортепианной клавиатуры) на диатонической гармошке. Хотя этот прием исполняется в основном на вдохе в нижнем регистре инструмента, тем не менее, применительно к диатонической гармошке различают 4 типа бенда:

1. Бенд на вдохе

2. Бенд на выдохе

3. Оверблоу

4. Овердро

Мы в основном будем рассматривать самый распространенный вид бенда, а именно “бенд на вдохе”. Кстати, обратите внимание на то, что при обычном бенде на вдохе или выдохе высота звука понижается.

Ha стандартной диатонической гармошке бенды делаются обычно через 1-6 отверстия. Однако большинство исполнителей в стилях блюз, кантри и рок в основном исполняют бенды на вдохе через 2-е, 3-е и 4-е отверстия.

Хотя бенд на вдохе через 5-е отверстие технически возможен, его следует избегать. Во-первых, он не даст вам новой ноты, а во-вторых, будет способствовать быстрому износу соответствующего язычка. То же самое справедливо и для бенда на вдохе через 7-е отверстие.

Посредством бенда на вдохе через 1-е, 4-е и 6-е отверстия достигается понижение звука на полтона. Бенд на вдохе через 2-е отверстие опускает высоту звука на целый тон, а через 3-е -на малую терцию (3 полутона).

Таким образом, на стандартной С-мажорной гармошке бенд на вдохе через 1-е отверстие понижает ноту D до Db, (или С#), бенд на вдохе через 2-е отверстие понижает ноту G до F, а бенд на вдохе через 3-е отверстие понижает ноту В до Ab, (или G#). Бенд на вдохе через 4-е отверстие дает ту же ноту, что мы получили при использовании этого приема на вдохе через 1-е отверстие, то есть Db, (только звучащую октавой выше). И, наконец, бенд на вдохе через 6-е отверстие понижает ноту А до Ab, (или G#).

Надо сразу сказать, что если вы не освоили звукоизвлечение одиночной ноты, то бендами вам заниматься еще рано.

Итак, прием бенд включает себя два основных аспекта:

1. Дыхание

2. Угол атаки

Напомню только, что при дыхании вы должны не только направлять воздушную струю в отверстие гармошки, но и с силой проталкивать ее сквозь корпус инструмента. Чем слабее ваше усилие, тем сложнее исполнить бенд. Угол атаки определяет направление вашей воздушной струи. В обычной ситуации оно должно быть параллельно плоскостям язычка и верхней накладки. Когда вы меняете этот угол, струя воздуха начинает давить на язычок, замедляя его колебания, и понижая, таким образом, высоту звучащей ноты.

Чтобы извлекаемый вами звук стал ниже, вы должны направить воздух в направлении вашего верхнего нёба. То есть вы вытягиваете воздух из гармошки вверх. Это достаточно трудный для объяснения момент.

Различные пособия и преподаватели пытаются облегчить процесс освоения бенда при помощи различных комбинаций гласных и согласных или посредством определенных движений языка и челюсти. Однако все эти методы срабатывают далеко не всегда. Главное, вы должны помнить, что высота ноты понижается в результате изменения угла атаки воздушной струи.

Делаем бенд

 

Попытайтесь добиться этого своими средствами. Однако не стоит слишком много размышлять по этому поводу, это все равно не поможет. Усвойте сам принцип и пусть ваши руки и губы сделают все остальное.

Поначалу попробуйте проделать этот прием на вдохе через 4-е отверстие. Если получится, то повторяйте это до тех пор, пока не занесете информацию в мышечную память. Если не получается, то перейдите на 1-е отверстие. Если бенд в этом случае удался, то повторяйте, как описано выше. Если и в этом случае вас преследует неудача, то попытайте счастье на вдохе через 2-е или 3-е отверстия.

Делаем бенд

 

Если ни один из вышеперечисленных способов не привел к желаемому результату, возьмите гармошку за концы и приподнимите ее заднюю часть по направлению к носу. При этом она должна находиться во рту достаточно глубоко, как при извлечении одиночных нот.

Вся штука в том, что изменение геометрического положения гармошки в пространстве приводит к тому же самому изменению угла атаки.

Следите за тем, чтобы при поднятии гармошки направление вашей воздушной струи не изменялось. Другими словами, не меняйте направление потока вслед за гармошкой, иначе эффекта не произойдет. Ведь в этом случае вы не измените угол атаки.

Если бенд у вас получается только при поднятии задней стороны гармошки вверх, то некоторое время поиграйте так. Впоследствии вы научитесь изменять направление воздушной струи внутри ротовой полости, так что необходимость в поднятии задней стороны гармошки отпадет сама собой.

В любом случае не опускайте руки. Бенд наверное самый сложный прием для исполнения на губной гармошке, но одновременно и крайне необходимый. Чтобы освоить его, вы можете потратить от нескольких минут до нескольких месяцев. Те, у кого он получается сразу – просто счастливчики. Остальным же приходится немного потрудиться. Не могут освоить бенд только слабохарактерные люди. Запомните это!

Бывает, что бенд на вдохе через 4-е отверстие получается, а через 2-е – нет (или наоборот). Когда вы осваиваете бенд через оба отверстия, то кажется, что вы выполняете два разных технических приёма. Это еще один из ключевых моментов, касающихся бенда.

Дело в том, что каждый из язычков в 1 -м, 2-м, 3-м, 4-м и т.д. отверстиях имеет свою “ключевую точку”. Положение “ключевых точек” при вдохе через 2-е и 4-е отверстия различно. Когда вы изменяете угол атаки струи, это напоминает втягивание воздуха из какой-то точки внутри гармошки (например, с поверхности язычка). Напомню, что при обычном звукоизвлечении воздушный поток направляется параллельно плоскости язычка. Эти “ключевые точки” для разных отверстий имеют свое местоположение. Поэтому создается впечатление, что бенды на вдохе через различные отверстия, делаются по разному. Грубо говоря, при бенде на вдохе через 4-е отверстие угол атаки должен составлять 45 градусов, а при бенде на целый тон на вдохе через 2-е отверстие – 75-90 градусов. А для 3-го отверстия нужно выбирать угол в диапазоне 45-90 градусов.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий